ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ НА САЙТ
О пользовательских соглашениях рассказывает юрист, представитель ЗАО "Сибирское правовое агентство" в городе Москва - Полина Кормина.
Читайте каждую неделю авторские статьи от ведущих специалистов юридической отрасли, а также, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Vkontakte, Facebook, Twitter, Instagram, Telegram. Оставляйте свои комментарии и вопросы, следите за новостями, а также участвуйте в конкурсах от ЗАО "Сибирское правовое агентство".

Пользовательское соглашение – это документ, регулирующий правила работы с сайтом как с самостоятельным активом. Иными словами, пользовательское соглашение должно содержать ответ на вопрос: как правильно использовать этот сайт?
Большинство шаблонных пользовательских соглашений представляют собой большой документ, в котором описано и как возвратить товар, и что такое файлы cookies, и что сервис предоставляется на условиях «as is», а администратор не несет никакой ответственности. С точки зрения права допустимо смешать пользовательское соглашение, договор купли-продажи (например) и политику конфиденциальности, однако в итоге мы получаем:
- огромный документ, который сложно прочитать и понять;
- увеличивается вероятность упустить какие-то детали: чем больше правовых конструкций в одном документе, тем сложнее учесть все нюансы.
Советуем не смешивать пользовательское соглашение, основной договор (купля-продажа, оказание услуг, др.) и политику конфиденциальности, а составлять отдельные документы.
Итак, что же должно регулировать пользовательское соглашение как таковое?
Все зависит от конкретного случая. Если у вас простой корпоративный сайт, единственной целью которого является информирование потенциальных клиентов о вашей компании, то пользовательское соглашение вам вообще не нужно. Если вы используете сайт как инструмент для реализации своих товаров и услуг, и хотите защитить свои интересы в отношениях с недобросовестными пользователями, то ваше пользовательское соглашение должно содержать, как минимум:
- момент вступления в действие пользовательского соглашения (иными словами: какие действия пользователя на сайте будут считаться принятием условий пользовательского соглашения);
- предмет (чаще всего это – порядок и условия использования сайта, а также ссылка на основной договор, который регулирует отношения между администратором и пользователем по существу);
- порядок регистрации/создания личного документа;
- условия использования сайта (не спамить, не декомпилировать и множество других условий);
- права и обязанности пользователя и администратора (например, в каких случаях администратор может прекратить доступ пользователя к сайту, удалить личный кабинет и т.д.);
- разграничение и условия использования интеллектуальной собственности (важный аспект: при отсутствии данного положения администратор может быть привлечен к ответственности в случае, когда пользователь разместил на платформе чужой контент);
- ограничение ответственности администратора (например, за сбои в работе сайта);
- использование электронного документооборота (если применимо);
- заключительные положения (изменение, расторжение, регулирование споров, т.д.)
Пример хорошо составленного пользовательского соглашения: дело № А79-2839/2020. В этом деле пользователь не платил платформе по счетам, сославшись на то, что ему не приходило никаких документов с требованием оплаты. В суде были проанализировали положения пользовательского соглашения, где говорилось, что пользователь признает юридическую силу документов, размещенных администратором платформы в личном кабинете пользователя. Суд встал на сторону платформы.
Если сайт является важным элементом ваших бизнес-процессов, то следует уделить должное внимание правильному составлению документов, регламентирующих работу сайта, в том числе пользовательскому соглашению.
Юристы Сибирского правового агентства готовы помочь вам в том вопросе.